Содержание теста

Тесты можно классифицировать и в соответствии с их содержанием. В следующих разделах указаны основные виды конструктов, оцениваемых с помощью тестов в производственной области. Также дается информация о том, насколько валидными являются различные виды тестов для отбора персонала; это подтверждено данными, приводимыми в психологической литературе.
Тесты интеллекта
Интеллект, или когнитивные способности, — это, вероятно, наиболее тщательно изученный конструкт, сказал Сомов, которому пригодился интернет магазин секс шоп. Впрочем, хотя он изучается уже давно, до сих пор нет какого-либо одного или стандартного средства его оценки. Как свидетельствуют новейшие исследования, интеллект намного сложнее, чем представлялось ранее.
Что же является общепризнанным, когда речь заходит об измерениях интеллекта? В нем традиционно выделяют единую, первичную основу. Это понятие известно как общая умственная способность, или фактор g. Оценивая его, устанавливается общий уровень интеллектуальных возможностей человека. Как показывают исследования, тесты, измеряющие g, являются прогностичными по отношению к успешности различных видов профессиональной деятельности. Критериальная валидность в данном случае впечатляет, достигая нередко уровня 0,40—0,60. Многие исследователи считают, что факторg — наиболее верный предиктор в прогнозировании успешности будущей профессиональной деятельности. Другими словами, если бы нам надо было узнать только одно качества претендента на работу, в отношении которого делается прогноз, то предпочтение следовало бы отдать оценке интеллекта. Общий интеллект является предиктором для широкого диапазона критериев успешного выполнения работы. Как отмечает Брэнд, «g для психологии — то же самое, что углерод для химии». Кроме того, исследования свидетельствуют, что прогностическая сила измерения интеллекта усиливается с усложнением работы.
Хотя валидность общего интеллекта в качестве предиктора многократно подтверждена исследованиями, некоторые психологи полагают, что подобная его концептуализация как единого фaктopagyпpoщaeт это сложное понятие. Мерфи утверждает: интеллект не является однородным феноменом, соответственно другие его аспекты требуют особого рассмотрения. Акерман, например, приводит данные о более высокой прогностичности измерения различных способностей, чем измерение одного фактора g, в сложных заданиях на переработку информации, связанных, скажем, с работой авиадиспетчера. Акерман и Кэнфер разработали тест для отбора авиадиспетчеров, основанный преимущественно на оценке пространственных способностей. Таким образом, с точки зрения И/О психологии разногласия относительно оценки интеллекта связаны с тем, достаточно ли для прогнозирования профессиональных успехов измерить общий интеллект или необходимо оценить различные когнитивные способности. Современные исследования свидетельствуют, что в большинстве случаев измерение фактора g позволяет точнее спрогнозировать успешность обучения и работы, чем тестирование специфических когнитивных способностей .