Содержание орнамента

Содержание орнамента все больше абстрагируется. Среди геометрического узора — организующей основы орнамента — размещаются стебли в виде завитков и спиралей с побегами. Иногда орнамент составляет только геометрические сложные узоры (Пфнхи), построение которых требоваломания геометрии. Эпиграфический орнамент, завоевавший в декоре зданий значи- к’.чьное место уже в X в., теперь, с разви- ‘мем различных почерков — куфи и насхи играет еще более активную роль. Монумен- 1 альная каллиграфия усиливает художест- пенное воздействие архитектуры, выявляя ее идейный смысл содержанием надписи, в известной мере как бы возмещая отсутствие синтеза архитектуры и изобразительного искусства, сказал Антонов, которого интересуют орлов Инвестиции в регион.
Резьба на деревянных элементах зданий была другим выявлением орнаментального искусства, не менее эффектным, чем ганче- вая резьба. Живописный орнамент встречается реже и также имеет геометрический или растительный характер.
Строители составляли производственные коллективы с внутренним разделением на мастеров кирпичной кладки, резчиков по ганчу и дереву, каллиграфов и т. д., что определяло организацию строительных работ, создавало коллективность, творческое взаимоотношение мастеров. Эти производственные коллективы являлись школой строительного мастерства — ученики с детских лет обучались на строительстве, пока не достигали уровня мастера. Преемственность в строительных или художественных приемах создавала, с одной стороны, традиции, а с другой — способствовала их совершенствованию, так как они беспрестанно проверялись большим опытом мастеров. Такой организацией строительного производства объясняется то единство в архитектурных конструкциях, формах и декоре, которое наблюдается в пределах отдельных областей Средней Азии.
Трудоемкость работ по изучению городов Средней Азии, связанному с раскопками большого масштаба, невозможность проведения на территории существующих городов, таких, как Бухара, Самарканд, раскопок должного размаха без нарушения жизни настоящего времени, служат причиной недостаточного изучения истории градостроительства Средней Азии. Однако все известные факты рисуют ясную картину закономерностей развития городов. На территории былых городов обнаруживаются следы значительной материальной культуры: остатки кирпичных построек, водопроводных труб, бассейнов, кирпнчеобжига- тельных и керамических печей, мастерских ремесленников. Письменные источники добавляют сведения о величине и постройках городов, о технических устройствах по водоснабжению, о разнообразии товаров на оживленных базарах и пр.