Отношение личности

Категории «диалог», «встреча», «интерсубъективность» трактуются как отражающие отношение личности к реальности на наиболее глубоком, сущностном уровне. Категория «личность» рассматривается как проявление существования человека, его экзистенции. Так, в концепции Бубера значительное мог, то отводепо понятию «я-ты», которое характеризуется как такой тип межличностных отношений, когда происходит психологическое, эмоциональное взаимопроникновение индивидов, взятых во всей целостности их бытия. От понятия «личности» Бубер отличает понятие «индивидуальности», которое отражает отношение оторванности индивида от мира и других индивидов. Это отношение обозначается термином «я — оно». Человек является полем сосуществования «личности» и «индивидуальности». «Каждый человек живет в мире двустороннего «я»… История разворачивается на арене борьбы этих двух полюсов».
В экзистенциализме активность личности отождествляется с осуществлением акта выбора, в чем и усматривается ее свобода. В религиозном экзистенциализме критерий выбора — это осуществление контакта с трансцендентным бытием, воплощенным в боге. В атеистическом варианте экзистенциализма выбор и, следовательно, активность, по существу, бессодержательны, так как в понимании выбора главным является «направленность-на-вы — бор» и его осуществление, а не конкретное содержание выбора, воплощенное в практических действиях. Деятельность по созиданию и освоению культуры экзистенциалисты оценивают не по содержанию, а лишь по формальному призпаку осуществления акта выбора.