Церковные праздники

Церковные праздники, в бытовой обрядовой стороне которых могли быть древние народные вкрапления, во многом определяли жизнь горожан в течение всего XIX в.
В череде религиозных праздников особо любимыми были святки праздничные дни от Рождества до Крещения. Во время святок устраивались балы, танцевальные вечера, концерты и другие увеселительные мероприятия, в которых прежде всего участвовали богатые и зажиточные слои горожан дворянство и чиновничество, а также купечество. Неотъемлемой частью святочных праздников было использование в форме увеселений и народных, идущих от язычества обычаев и обрядов гаданий, святочных игр, колядок, которые сохранялись в быту не только простых горожан, но и высших сословий. «Наше русское общество, пишет в своих воспоминаниях Ф. Вигель, на святках принялось за свои вечерние собрания. Гадали, пели подблюдные песни, затевали святочные игры». Очень популярной была в то время игра в, фанты. «Если фант вытягивался молодым, пишет Ф. Вигель, то его заставляли плясать под фортепьяно».
Несмотря на присутствие языческих игровых элементов в зимних праздниках в домашнем быту, строго соблюдались все церковные правила, поскольку именно народный быт, как замечал И. С. Аксаков, своими коренными началами был неразрывно связан с православием “. «В оба сочельника, пишет Н. Берг, бывший очевидцем празднования святок в Кишиневе, простые люди и многие из среднего класса, как и у нас, не едят до звезды. Часов в шесть садятся ужинать, и, разумеется, постное, и семейные приглашают холостых…». А праздничный досуг разнообразился поздравлениями друг друга и колядованием.