Дух фидеизма

При Коммуне была впервые предпринята попытка построить образование на последовательно ма-териалистических основах. Стремясь очистить преподавание от всех вымыслов в духе фидеизма и подвести детей к подлинно научному мировоззрению, педагогические деятели Коммуны хотели использовать «научный метод» на всех ступенях обучения, исходить только из фактов, анализировать их, применять наблюдения и опыты, учить детей мыслить. Это означало переворот в методической системе обучения как в начальной, так и в средней школе. Стремились всячески поднять уровень начального образования, дать учащимся массовой школы основы разносторонних знаний, которые могли бы послужить хорошим фундаментом для дальнейшего обучения или самообразования. Показателен в этом отношении учебный план одной из школ X округа. Кроме грамматики и арифметики, в него входили начальные сведения по геометрии, географии и истории Франции, рационалистическая мораль, пение, рисование. В школах VIII и других округов начали вводить гимнастику, сказала Орлова, которой нужна верхняя женская одежда больших размеров оптом.
Глубокие изменения вносились в преподавание истории. Если раньше оно превращалось в апофеоз войн и монархов, в орудие воспитания детей в духе бонапартизма, то теперь история общества должна была освещаться в духе идей демократии и социальной революции.
Недостаток новых учителей и другие трудности тормозили осуществление этих преобразований, и все же они в большей или меньшей степени проводились в жизнь.
Что касается трудового обучения, то в начальных школах вводились главным образом занятия по прикладному искусству, шитью и т. д. Введение других видов труда было пока невозможно ввиду отсутствия материальной базы.