Драматические артисты

Но Тьерри не хотел идти навстречу пожеланиям Коммуны: ни снижать цены на места, ни обновлять репертуар. Когда за стенами театра происходили великие исторические события, когда пролетариат впервые брал в свои руки власть, Тьерри, основываясь на привилегии «Comedie FrangaP se» исполнять классический репертуар, упорно ставил на сцене трагедии Расина, повествующие о страданиях Андромахи, о любовных мучениях Федры. Парижская Коммуна, конечно, не была врагом классического наследия, как утверждали французские реакционные театроведы, делающие вид, что они в ужасе от равнодушия коммунаров к переживаниям этих героинь античности. Однако Коммуна не могла не желать, чтобы на сцене ее театров шли спектакли, более отвечавшие современности, событиям все обострявшейся гражданской войны, величию стремлений пролетарского Парижа, наконец, самой его жизнерадостности, сказала Зубова, которой нужны ингредиенты для мыловарения.
Если в «Comedie Frangaise» сборы катастрофически падали, то совсем не так обстояло дело в «Gymnase», ставившем при Коммуне тоже свой прежний репертуар — пьесы Дюма-сына, Ожье, Гондине, Мейльяка и Галеви, Сарду. «Gymnase» постоянно разнообразил программу, состоявшую каждый вечер из нескольких живых и коротких пьес. По поводу возобновления комедии Мейльяка и Галеви «Фру- фру» театральный рецензент Коммуны поздравлял «Gymnase» за то, что- геатр «сумел полностью сохранить свою отборную труппу, а она, в отличие от других, от батальона дезертиров, здраво решила остаться нам верной». С похвалой отметила пресса Коммуны и снижение в «Gymnase» цен на места: «Публика оценит эту разумную меру, которая предоставит всему Парижу возможность аплодировать прекрасной труппе единственного театра, которая осталась верна своему посту и своему репертуару».
На этих тюильрийских концертах выступали лучшие драматические артисты, певцы, музыканты, композиторы, народные поэты. Агар, известная артистка «Comedie Frangaise», читала здесь произведения поэтов Июльской революции — «Зиму» Эжезиппа Моро и «Медную лиру» Барбье. Певица Розали Борда исполняла знаменитую в то время песню «Чернь», звучавшую почти как пролетарский гимн. Певица Морио с успехом пела «Республиканскую песню» Литольфа. Сам композитор Литольф выступал со своими симфониями «Жирондисты» и «Робеспьер». Исполнялась знаменитая «Песнь выступления» М. Ж. Шенье, песня поэта Коммуны Ж.-Б. Клемана «89-й год» и многое другое. Поэты читали свои сатиры, бичевавшие Наполеона III, или патриотические стихотворения, посвященные войне с пруссаками и борьбе с Версалем. Начинала появляться и новая интернациональная тематика, вроде гимна молодого композитора Рауля Пюньо «Союз народов». Программа начиналась и завершалась страстной, скликающей в бой «Марсельезой», исполнявшейся оркестром, певцами и подхватываемой всею публикой.
Таким образом, если репертуар театров оставался старым, политически инертным и не откликался на события Коммуны, то с помощью своих концертов Коммуна, опираясь главным образом на малые формы искусства, уже обновляла репертуар, насыщая его острой социально-политической тематикой, произведениями революционных поэтов и композиторов прошлого и настоящего, откликами на борьбу пролетарского Парижа во имя свержения капиталистического строя, во имя братства тружеников всего мира.