Результаты подобных исследований

Результаты подобных исследований, проведенных когнитивными психологами, свидетельствуют, что между индивидуальными способностями и фазами выполнения задачи существуют сложные связи. В итоге становится понятно, почему одни люди легко овладевают базовыми навыками, но затем не способны достичь высокого уровня мастерства, а другие сначала медленно осваивают задание, однако постепенно достигают высокого уровня. Было осуществлено исследование, показавшее, что в армии овладение требованиями профессии происходит поэтапно, причем в процессе обучения так называемые «плато» сменяются периодами роста.
По-видимому, связь между научением и успешностью выполнения задач более сложная, чем считалось раньше, рассказал Новиков, которому нужен бассейн эталон. Эти результаты касаются не только вопроса о том, почему люди обучаются с разной скоростью, но и о том, как увязать процессы обучения и развития с определенными способностями. Вывод подтверждает также исследование, которое провели Клагер и Де Низи. Метаанализ влияния обратной связи, информирующей о результативности работы, показал, что освоение задачи зависит от множества факторов, которые влияют на темпы улучшения качества деятельности, а также ее продолжительность. Освоение процесса выполнения заданий оказывается более сложным, чем полагали в течение весьма долгого времени.
Недавно было проведено несколько широкомасштабных исследований, в которых был освещен процесс научения и его перенос на профессиональную деятельность. Форд и Крейгер выделили три характеристики, позволяющие различать экспертов и новичков. Первая — это процедурный или автоматический характер действий. Процедурное выполнение — совокупность правил поведения при определенных условиях: при условии А необходимо совершить действие Б. Автоматичность характеризует быстрое выполнение задачи при минимальных когнитивных усилиях. Она позволяет человеку выполнять задачу при отсутствии сознательного контроля, что делает возможным одновременное выполнение других задач. Эксперты не просто что-то «знают», им известно также, когда такие знания применимы, а когда — нет. Новички могут быть столь же способными в воспроизведении набора сведений, однако эксперты лучше увязывают информацию в цепочки причин и следствий.
Вторая характеристика — это модели мышления. У экспертов они совершеннее, поскольку в них учтено больше диагностических признаков, помогающих распознать значимые паттерны. Эксперты обладают более сложной структурой знаний, что обеспечивает быстрый поиск решений.
Третья характеристика — метакогниции. Это представления человека об имеющихся у него когнициях и контроль над ними. Эксперты лучше понимают требования задачи и свои возможности; они прервут осуществление выбранной стратегии решения задачи, если та оказалось неподходящей.