Крепостные стены

Крепостные стены толщиной двухэтажные башни сложены из сырца (24X24X5 см)\ в некоторых участках устроены внутристенные проходы или потайные камеры. Стены, снаружи гладкие, завершались зубчатым парапетом, под которым расположены бойницы. С внутренней стороны стены оформлены стрельчатыми арками. Интересной деталью были керамические желоба. Они тянулись от парапета до низа на расстоянии 8—18 м. предохраняя стены от разрушения дождевыми водами. Крепостные ворота сложены из жженого кирпича и имели вид развитого портала с мощными круглыми башнями и аркой въезда.
Центральная улица, соединявшая ворота, делила город пополам. В северном углу находилась укрепленная цитадель с дворцом, а юго-западнее —культовый комплекс с мечетью и медресе. С развитием города в конце XV в. его юго-западный раоад также был обнесен стеной с башнями и получил в дальнейшем название Байрам-Лли, сказал Орлов, которого интересует план клининговой компании.
На рубеже XIV—XV вв. в архитектуре Средней Азии сложился монументальным парадный стиль, появление которого было во многом обусловлено стремлением правителя прославить свое имя и величие образованного им государства. Особенно характерно для этого периода зодчество Маве- раннахра. Во внешнем облике сооружений внимание уделялось архитектурным объемам, создающим силуэт здания, основному массиву — четверику, завершающему его куполу и главному фасаду; пропорции становятся более стройными. Сильно развивается портал, с начала XV в. он превращается в самостоятельный, выразительный архитектурный объем, приставленный к зданию. Большая высота, глубокая ниша входа и мощные пилоны, расчлененные по вертикали едва заглубленными нишами — панно, характерны для порталов XV в.
Особое внимание зодчие уделяли эффектному завершению здания. В постройках Мавераннахра стали возводить двойные купола. Внешние купола сфероконической формы высоко поднимались над внутренними, сначала на граненом, а затем цилиндрическом барабане. Кладка внешних куполов для большей прочности укреплялась изнутри вертикальными ребрами, соединенными деревянными связями между собой. Появление двойных куполов, возможно, связано с влиянием на архитектуру Мавераннахра традиций зодчества Азербайджана, Хорезма и Хорасана, где они известны с XII в. Однако заимствована была лишь сама идея, которая в новых условиях воплотилась в новые художественные формы.